Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9)

Очевидно, что специфика работы вожатого состоит в ее многообразии.

Под деятельностью в психологии понимается форма активного созидательного взаимодействия личности с социальной средой, реализующая ее потребности и направленная на достижение сознательно поставленной цели познания или преобразования окружающего мира.

Общение, игра, учение и труд - это основные виды деятельности, обеспечивающие формирование человека как личности и его физическое существование.

Существует множество разнообразных определений для такого понятия как «управление». Обобщая их, можно сказать, что управление, прежде всего, представляет собой воздействие. Но при этом не всякое воздействие - это управление. Управление отличает целенаправленность.

Управление - это осуществление субъектом управления целенаправленного воздействия на объект управления для приведения его в требуемое состояние Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9), получение, достижение необходимого результата (цели),

В нашем случае, на уровне школьной организации, актива школы , в качестве субъекта управления выступает вожатый и органы самоуправления детской организации (в сотрудничестве с ним).

Объектом управления является часть окружающей среды, на которую оказывается управляющее воздействие. В данном случае это школьная организация, актив школы.

Цель- это то, на что непосредственно направлена деятельность, желаемый, идеальный результат.

Управление - особый вид человеческой деятельности. Любой динамический процесс, протекающий во времени состоит из отдельных процедур, операций. Содержание этих операций, характерных для данного процесса, составляет основу управленческих функций.

Традиционно в теории управления выделяют следующие основные функции:

•планирование;

• организация Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9);

• мотивация;

• руководство;

• контроль.

Рассмотрим их несколько подробнее.

Планирование- это совокупность действий по проектированию работы управляемого объекта, определению целей, перспектив действий, расчету ресурсов и так далее.

В организации деятельности вожатого планирование имеет важное значение, так как обеспечивает оптимальное распределение, сочетание физической и эмоциональной нагрузки, позволяет задать определенный ритм их жизни ребят во внеурочное время, оптимально соотносить классные, и общешкольные мероприятия, предусмотреть вопросы необходимого материального или иного обеспечения и т. д..

Вам, в своей работе, в обязательном порядке, придется руководствоваться планом-сеткой и личным рабочим планом вожатого. Кроме того, возникнет необходимость разработки планов организационного обеспечения отдельных коллективных дел и сценарных планов праздников. Об этом Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9) мы более подробно поговорим в отдельной главе.

Организациякак функция управления представляет собой четкое подразделение целей на конкретные задачи и обеспечение их выполнения.

По своему содержанию, организация является деятельностью по распределению конкретных функций, задач, заданий между членами коллектива, формированию его упорядоченной внутренней структуры, обеспечению эффективного включения ребят в коллективную деятельность и ее координации между участниками.



Мотивация- побуждение людей к деятельности, осуществляемое посредством реализации комплекса мероприятий по стимулированию участия человека или коллектива в процессе достижения индивидуальных или общих целей.

Достаточно широко распространенной управленческой ошибкой в работе вожатых является то, что в качестве источника мотивации детей они в основном опираются на стимул Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9) (приз, грамота, похвала и т.д.). Но стимул - всего лишь внешний побудитель к действию. Он принадлежит к внешней среде, окружающей ребенка. А в качестве первичной категории выступает потребность, то есть психологическое или физиологическое ощущение недостатка чего-либо.

Однако сама по себе потребность еще не является причиной действия. Потребность порождает интерес, а интерес в свою очередь формирует мотив, то есть мотив возникает тогда, когда интерес переходит в состояние целеустремленности.

Для того, чтобы вызвать осознанную активность ребенка или другого человека, вожатый должен подобрать соответствующий набор стимулов, уметь вызвать интерес, знать потребности людей, с которыми вступает во взаимодействие, сформировать устойчивую мотивацию.

Руководство Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9).Содержание этой функции непосредственно связано с управлением кадровыми ресурсами (людьми) в процессе уже организованной деятельности. Сюда, в первую очередь, следует отнести действия вожатого, связанные с подбором актива школы, его обучением, созданием условий для выявления, развития и реализации лидерских качеств детей, анализом и разрешением сложных ситуаций.

Контролькак функция управления обеспечивает выявление, констатацию существующего положения дел, сопоставление полученных результатов с желаемыми (ожидаемыми), заданными параметрами целей, анализ и оценку организуемой вами вместе с детьми деятельности для выработки, в случае необходимости, корректирующих действий. Прежде всего, контроль необходим для обеспечения безопасности детей во время игр, мероприятий, при подготовке творческих дел, для оказания Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9) помощи ребенку при выполнении им самостоятельных заданий.

Очень важно помнить, что стремление к тотальному (всеобщему) контролю порождает противоречие, заключающееся в том, что чем шире содержание контроля, тем ниже качество получаемой в его ходе информации. Поэтому необходимо выделить приоритетные направления и формы контроля, учитывая при этом индивидуальность детей, стадии развития детского коллектива и степень новизны организуемой деятельности. В тоже время, помните, что постоянная опека действий ребенка сковывает его инициативу, мешает учиться принимать самостоятельные решения, ведет к апатии, безразличию.

Подводя итоги сказанному, технологию управленческой деятельности вожатого можно представить в виде следующего алгоритма:

1. Постановка целей деятельности;

2. Анализ, изучение ситуации, сбор информации;

3. Разработка набора Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9) возможных решений с комплексом обоснований (ресурсы, кадры и т.д.);

4. Выбор оптимального решения из набора альтернатив;

5. Реализация решения:

6. Оценка итогов деятельности;

7. Осуществление корректирующих воздействий на объект управления для достижения наибольшего соответствия результата с целью.

5.4. Решение конфликтов

Зубкова Е.В.

Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Почему мы тратим свои бесценные нервы и силы на участие в конфликтах? Потому, что это привычно!

Почему некоторые люди способны предупреждать и решать конфликты, а другие нет?

Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться.

Вот некоторые особенности поведения в конфликтной ситуации:

· «открытость» ума (человек с «открытым» умом настроен на понимание Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9) аргументов собеседника. Он допускает, что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоды, так и потери.);

· позитивное (положительное) отношение к оппоненту (попробуй увидеть «друга» в своем оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договориться, чем с врагом.);

· рациональное мышление (контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существует две самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом.);

· сотрудничество (типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только установка на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.).


documentavkvhtx.html
documentavkvpef.html
documentavkvwon.html
documentavkwdyv.html
documentavkwljd.html
Документ Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9)