Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148

Настоящий и два последующих псалма называются хвалениями, потому что содержат благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений. Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают свое слово ко всем тварям, приглашая их принять участие в принесении хвалений Творцу. Весь этот псалом особенно научает тому, что за все надо прославлять Бога (Златоуст, Марк Ефесский).

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Это долг твари в отношении к Творцу – воздавать Ему хвалу, потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148: одно вместе с землею, а второе – посреди вод и вод, и его-то назвал Бог «твердию», на которой находятся солнце и луна, звезды и свет. А на высшем небе, расположенном выше тверди – находятся все небесные горние силы. Итак, светилам, которые мы видим, повелевается хвалить Творца с чувственных небес, а ангелам, как невидимым, повелевается хвалить Творца с вышних горних небес (Григорий Богослов, Симеон Солунский, Евсевий, Феодорит).

2 Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его.

К славословию вначале призывает высшие твари. Это знак пламенной души и горячей любви – побуждать всех к славословию Возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслию Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 о Боге и преданной Ему. Не в том смысле говорит он так, что будто ангели не хвалят, а он приглашает их к тому, но, как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяет (Златоуст, Симеон Солунский).

3 Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.

Не эти твари созывает Пророк, но нам дает повеление, взирая на них, изучать Божию премудрость и непрестанно слагать песнопения Богу. Хвалою называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю (Златоуст, Феодорит).

4 Хвалите Его Небеса небес, и вода, яже превыше небес.

Видимое Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 небо (в виде льда сотворено) и держит в себе половину вод: поскольку оно принимает на себя огонь солнца и луны и безконечное множество звезд. И чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, и могло противостоять пламени и не сгорать. И эту влагу небесное тело уделяет даже земле. Ибо, откуда роса? Облака нет, в воздухе воды нет; ясно, что источает ее из своих избытков небо (Златоуст).

5 Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.

Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела; так Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 как у Господа слова и дела нераздельны: той рече и быша; той повеле и создашася. И ты также веруй, что сказал на молитве, о чем попросил – то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие. Ты благодарил – и Он принял твое благодарение в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела – оттого и безплодны наши молитвы (Иоанн Кронштадтский).

6 Постави яв век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.

Господь не только создал, но и не перестает промышлять об этих тварях: так что и небо на землю не падает, и земля ничем Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 не поддерживаемая стоит, и подобно все творение существует. Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все служит и следует божественному повелению; потому что Кто вначале все произвел словом, Тот и опять может словом переделать творение (Златоуст, Феодорит).



7 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:

Дух Святый, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам преисподним, прежде земных; которых обозначает словами: змиеве и бездны, разумея под первыми больших морских китов, а под последними – морские глубины. Когда ты видишь громадность кита, можешь ли не удивляться и не восхвалять Творца? Он прославляет Творца своей величиной Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 и тем, что жилищем ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, что это животное не преступает назначенных ему пределов для жительства, не истребляет рыб. Даже море, вздымаясь силою ветров, страшно ярясь и пенясь, не преступает своих пределов и не дерзает залить сушу, но сохраняет повеление Господне. Размышляя, отсюда можно составить хвалу Богу, удивляться Его могуществу, премудрости, силе (Златоуст, Афанасий).

8 Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его:

Дух бурен – есть сильный ветер. А словами: творящая слово Его Пророк указывает, что все эти неприятные стихии с великой покорностью исполняют повеление Божие (Златоуст, Феодорит).

9 Горы и вси холми, древа плодоносна Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 и вси кедри:

К славословию приобщаются древа плодоносна и вси кедри в доказательство того, что по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему (Василий В.).

10 Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты:

Летать означает то же, что простирать руки. Поэтому и пресмыкающееся – есть птица, поскольку оно ползает и простирается. Итак, гадами называет пернатых птиц, бывших в море. И от зверей польза не меньше, чем от кротких. Те полезны для телесных потребностей, а эти – внушают страх, делают тебя благоразумным, приводят на память Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 грех прародителя и показывают – каких зол бывает причиною непослушание. Перечисляя неприятные стихии, губительных зверей и пресмыкающихся, всех призывает к прославлению Творца, чтобы этим сильнее показать всеобщий Промысел Божий и научить людей, что все это достохвально и необходимо, и имеет причину и цель, для которой создано; хотя, может быть, для нас она непонятна или неудобовразумительна (Златоуст).

11 Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии:

Здесь снова Давид приводит другой вид Промысла Божия: начальствующих и подчиненных. Ибо и это есть дело премудрости Божией: чтобы люди не жили безсмысленнее зверей Бог учредил власть начальников, как бы бразды управления колесницею. А то, что Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 к власти допускаются люди порочные – это зависит от злонравия самих подчиненных (Златоуст).

12 Юноши и девы, старцы с юнотами.

Юнотами называет тех же юношей, чтобы отделить их от старцев. Юноши в целомудрии, а девы в чистоте да восхвалят Имя Господне; и в книге пророка Иоиля юношам обещается зрение видений. А старец по душе есть тот, кто усовершился в благоразумии, каков был Даниил, в молодом теле показавший досточтимое ведение (Василий В.).

13 Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.

О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Верные исповедуют Христа истинного Бога на земли в надежде получения вечного воздаяния на небеси (Псалтирь с толкованием).

14 И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему.

Рог людей – есть крепость их (подобно как и у животных). Не сказал просто: песнь всем, но преподобным и приближающымся Ему, чтобы чрез это воззвание указать на необходимость подвигов, чтобы стать истинным Израилем, которому и будет песнь и слава, как прославляемому Самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом этот предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями (Златоуст, Феодорит).


documentavjxdbt.html
documentavjxkmb.html
documentavjxrwj.html
documentavjxzgr.html
documentavjygqz.html
Документ Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148